Шаранагати. Рага двеша


Авидйа, асмита, рага-двеша, абхинивеша… — Шаранагати

Система отождествления себя с телом имеет пять составляющих: авидйа, то есть тьма, невежество. И авидйа, комментаторы этой сутры – «авидйа, асмита, рага-двеша, абхинивеша» определяют авидйю как то, что мы путаем, как в темноте человек не очень ясно видит что-то. Мы путаем, мы считаем тело чистым. Тело, оно такое хорошее, и если его ещё намазать косметикой с Мервого моря, то вообще здорово. Правда со временем почему-то сохнет, и периодически оттуда вырываются какие-то не очень симпатичные субстанции. Но мы принимаем не чистое по определению тело, а тело нечистое: тело живёт за счёт того что мы едим что-то постоянно, и это нужно переваривать, и в теле есть разные жидкости, по большей части нечистые. Все это покрыто просто какой-то оболочкой, и мы смотрим на эту оболочку и думаем: «Wow! Как красиво!»

Заведомо не вечное мы принимаем за вечное. Мы постоянно хотим устроиться в этом мире, постоянно думаем, что все будет хорошо «все будет хорошо, я это знаю». Хотя постоянно все тут меняется.

Мы недавно были на Мертвом море, оно отходит все время. Скоро оно высохнет, и мы будем беспокоиться что оно высохнет… Но беспокоиться не об этом нужно – беспокоиться нужно о том, что мы слишком отождествляем себя с этим миром, и ищем постоянство в этом мире, где постоянства быть не может, в принципе. Здесь все всегда меняется: не одно, так другое. Или, как говорят русские люди, и в этом есть глубокая и очень ошибочная философия: «всё – не слава Богу». На самом деле всё – слава Богу, но для человека всё – не слава Богу, все не так, все не по-моему. Всё – не слава Богу: то так, то так, то тут, то тут… И, опять же, потому что мы отождествляем себя с этим миром.

Нечистое мы принимаем за чистое, не вечное мы принимаем за вечное. То, что на самом деле является источником страдания, мы принимаем за источник удовольствия, и в этом невежество. Тут нет смысла долго описывать все эти вещи. Может быть в какой-то другой момент.

И, в конце концов, не себя мы принимаем за себя. И это – основа всего. Мы не знаем кто я. Мы полностью уверены в том, что «я» это ум и это тело, это – невежество.

Асмита, как определяет это Патанджали Муни, он говорит:

Drigdarshanashaktyoreka̱tmateva̱smita̱ («Йога-сутры» Сутра 6. 2 Асмита – чувство «я»)

Это когда человек инструмент видения, субъект видения и инструмент видения путает. То есть, иначе говоря: когда человек думает, что видят мои очки. Когда человек не понимает – кто видит. И это принципиально важный момент: когда мы забываем кто такой субъект, и начинаем естественным образом путать это с инструментом. Мы – субъект, и мы наблюдаем то, что происходит в нашем уме. Но при этом, мы думаем, что мы действует, отождествив себя с этим инструментом, который мы наблюдаем, мы испытываем бесконечные проблемы и страдания. И даже на обычных людей, не знакомых с йогой, на них иногда это нисходит, что я на самом деле – наблюдатель.

Я отвечаю иногда на вопросы, на таком сайте, который называется «The Question», и одна женщина там спрашивает: «Что вы делаете, если иногда вы вдруг чувствуете, что вы сидите внутри тела, и смотрите на все? Что вы – не тело, а что вы сидите внутри тела». И вопрос: а что делать-то в таком случае, нужно же опять нормальным стать. Хотя, на самом деле, это и есть нормальное состояние человека – я не тело, я всего на всего наблюдатель. Но нам нравится играть. Нам нравится быть героем, а не наблюдателем, и из-за этого мы испытываем бесконечные страдания.

Я хотел, чтобы мы сделали… Ну ладно, я опишу все остальные вещи.

Раза и двеша – это понятные вещи: нравится – не нравится, хочу – не хочу, люблю – не люблю, принимаю или отвергаю. И это – источник постоянных беспокойств.

«Это плохо! Это плохо! Я это ненавижу! Я ненавижу это», а ничего особенного нет. И люди, иногда, у них очень сильная эмоция появляется по поводу пустяков. Вы заметили, да? Иногда бывает.. И все это берет наше сознание и помещает не туда куда нужно – в среду, где мы никогда не сможем стать по-настоящему счастливыми, хотя нам кажется, что это ключи к счастью. Ключ к счастью – когда нет ничего, что я ненавижу, и все – как я хочу. Так? Единственная проблема заключается в том, что вы – не Бог, чтобы это случилось. А может быть оно и к лучшему. Потому что если бы выбыли Богом, то всем остальным пришлось бы очень плохо. Вы бы все переделались под то, как вы хотите.

И все знают – каково жить в диктаторском режиме. Люди, которые пытаются реализовать эту дурацкую программу, это – привязанность к моему, хочу – не хочу. Это, на самом деле, программа Бога.

Люди, когда им говоришь, что ты воображаешь себя Богом, они отвечают: «Нет, ни за что, никогда». Но когда ты у них спрашиваешь: «Тебе что-то нравится? Что-то не нравится?», они говорят: «да, конечно». Но это значит, что Вы считаете себя Богом.

Это значит, что Вы считаете себя вправе судить. И более того – своё суждение считать окончательным: «Мне это не нравится! А это мне нравится!»

Это, заранее, обреченная на неудачу, попытка утвердить своё положение здесь как Бога.

И, наконец последняя вещь, пятый – источник страданий, или источник беспокойств в уме, постоянный, это – страх смерти.

Никто же не хочет умирать, правильно? Некоторые говорят: <<Я не боюсь смерти!>>, но только до тех пор, пока ему не скажут, что у тебя рак. Вот до этих пор он не боится, потому что ему кажется, что он не боится. Но, если ему скажешь, что тебе через две недели умирать, то посмотрим, как он не боится… Эта поглощенность телесным сознанием является проблемой, и мы сейчас с вами попытаемся что-то с этим сделать, попытаемся с вами избавится от этого состояния, по крайней мере попрактиковаться в этом до какой-то степени.

ССЫЛКА НА ЛЕКЦИЮ

Похожие записи

saranagati.ru

Клеши. 5 причин омрачения ума

Патанджали в своём фундаментальном произведении «Йога сутры» обозначает 5 типов омрачения ума, которые вызывают страдания человеческого существа:

• авидья• асмита• рага• двеша• абхинивеша

Клешами называется специфический вид мучения, которое покоиться в глубине самого бытия.

Каждый из нас в ходе своей жизни интуитивно осознаёт это мучение, но череда «поверхностных» ежедневных дел создает завесу, препятствующую его обнаружению.

Этот процесс – своеобразная защита психики живого существа, предохраняющая его от травматического опыта. Но с другой стороны – это и барьер, который ограничивает сознание.

Только тот человек, который обладает достаточной степенью отрешенности и решимости, находит в себе силы честно и непредвзято посмотреть «правде в глаза» и увидеть боль во всей своей полноте. Большинство же из нас всю свою жизнь постоянно ищут способ избегания и избавления от осознания этой боли в суете жизненных событий, страстей и удовольствий.

Клеши. Классификация по уровням

Страдания присутствуют на трёх уровнях человеческого существа: инстинктивном, эмоциональном и интеллектуальном.

Абхинивеша полностью инстинктивна и базируется на стремлении любыми силами и средствами продлить своё существование. Постоянное цепляние за жизнь формирует в человеческом уме подозрительность к окружающим и служит благодатной почвой роста эго.

Рага и двеша относятся к эмоциональному уровню. Потакая им, и подчиняясь диктату страсти и ненависти, мы выходим из состояния гармонии, создавая проблемы не только в своём сознании, но и на уровне физического тела.

Авидья и асмита коренятся в интеллектуальной сфере. Отсутствие подлинного знания природы всех вещей в сочетании с высокомерием и гордыней нарушают чувство равновесия, толкая человека к неосознанным действиям, «вписывая» его линию судьбы в череду кармических последствий.

Клеши реализуются посредством специфических паттернов поведения и мыслительных процессов, которые локализуются в различных частях головного мозга.

Авидья и асмита обладают связью с передними частями мозга, рага и двеша в физическом пространстве проецируются на уровне гипоталамуса (основания мозга)

Абхинивеша связана с задними долями головного мозга, которые являются вместилищем самскар – подсознательных впечатлений.

Клеши формируют своеобразный барьер между «поверхностным человеком» и нашим «истинным Я», «глубинным человеком».

Чтобы убрать эту завесу и объединить поверхностный уровень с глубоким нужно приложить огромные усилия.

Рецептом излечения от клеш является регулярная и настойчивая практика йоги с последующим достижением состояния самадхи. В своём труде Патанджали прямо говорит о том, что достижение самадхи приводит к полному избавлению от всех омрачений ума, а медитация открывает дорогу к их искоренению.

Процесс избавления от всех клеш прямо противоположен процессу их образования.

Чтобы очистить своё сознания от данного рода ограничений сначала следует ослабить и устранить абхинивешу, затем двешу, рагу, асмиту и, наконец, полностью искоренить корень всех страданий – авидью, достигнув видьи – высшего прямого интуитивного знания и постижения сущности всех вещей.

Этот путь инволюции (обратного развития клеш), как утверждает Патанджали, можно пройти при помощи практики обозначенного им восьмеричного пути, постоянно соблюдая абхьясу и вайрагью.

В тот момент, когда клеши утрачивают своё господство над жизнью человека, его истинная сущность начинает сиять во всём своём совершенстве, величии и безграничности.

Рекомендуем к просмотру

Перейти к другим интересным статьям

slavyoga.ru

Рага и двеша. Вопрос об эмоциях в Йоге. — KayaYoga

В предыдущей статье мы обсудили общий взгляд на категорию «клеша». Однако, на мой взгляд две из этих категорий – рага и двеша нуждаются в более пристальном анализе. И, собственно, учитывая название блога, пора начинать переходить от текстологического анализа непосредственно к комментариям практика.

На основании прямого перевода текста Патанджали мы определили рагу и двешу как «держательство за…» (привязанность) к приятному и неприятному соответственно. Прежде всего отметим, что такое понимание этих терминов достаточно сильно отличается от понимания, рождаемого привычными переводами.

Так, в известных русских переводах Йога сутры рага переводится как «пристрастие, привязанность, желание, страсть». Однако, кроме очевидного несоответствия таких переводов тексту Йога сутры, они противоречат оригинальным смыслам самих слов. Действительно, вспомним, что рага переводится с санскрита как «окрас» или «настроение». В музыкальном творчестве классической Индии существует специальный жанр рага, который представляет собой фоновую музыку, настраивающую слушателя на определенное эмоциональное состояние. В этом смысле слова типа «привязанность» или «страсть» никак не соответствуют такому подходу.

Если уж использовать современные термины, то наиболее близким является категория «установка» в духе Узнадзе, как первичный эмоциональный «окрас», через призму которого человек воспринимает ситуацию. При этом сами эмоции не обязательно обязаны быть «приятными». Человеку приятен сам факт наличия такой установки. Вспомним, с каким удовольствием некоторые люди жалуются на свою жизнь или ругают кого-либо. Приводя пример из другой Школы современной психологии – трансактного анализа, психологический выигрыш может оказаться совсем не выигрышем с объективной точки зрения. Например, если человек в очередной раз доказал себе, что он неудачник, то для него это психологический выигрыш, хотя реально он что-то потерял. Таким образом, клеша рага – это комфортный для человека эмоциональный окрас ситуаций, который не позволяет взглянуть на ситуацию с иной, более глобальной точки зрения.

Очевидно, что развитие человека возможно только при преодолении такого рода установок, а точнее – при способности к разотождествлению с ними. Возможность осуществить изменения в любом из аспектов жизни строится на принятии факта о том, что кроме твоего отношения к проблеме существует еще масса иных, возможно, более конструктивных.Способность к такому разотождествлению – метанойе, нарабатывается посредством ироничного отношения к себе и своим текущим эмоциям (юмор – могучий инструмент разотождествления, недаром классик сказал, что смеясь человечество расстается со своим прошлым), а также через практику постоянного выслушивания иной точки зрения, во всех масштабах: начиная с личностного аспекта и заканчивая знакомством с иными культурами и принципиально иной системой ценностей и эмоциональных реакций. Помогает также знакомство и с историческим аспектом любой проблемы. Концепция культурного релятивизма – лучший друг йога, пытающегося расширить кокон своего привычного Я. Напротив, наличие эмоционально значимых установок и убеждений, которые хочется по-отстаивать «с пеной у рта» говорит о том, что человек поглощен клешей «рага».

Чтобы пояснить категорию рага на современных (все же, я «современный» мистик ) ) примерах, обратимся к сфере, на первый взгляд далекой от йоги, а именно – технологиям PR и управления массовым сознанием. Одна из удачных (судя по востребованности автора) моделей PR изложена А. Вуймой в его книге «Черный пиар» и называется «теорией виртуальных понятий». Согласно данной теории, все понятия, которые нельзя «положить в шкаф» являются виртуальными, т.е. такими которые существуют только в нашем мозгу. «Любовь, ненависть, симпатия, антипатия, добро, зло, престиж, ценность, свобода, демократия, жадность, договоренность, успех, счастье, собственность, власть, государственные границы, признание, мода и др. – это виртуальные понятия». «Собственность, власть, любовь, добро, зло, ценность денег, справедливость, демократия, разумность, равенство людей, свобода, переживания, государство, чувства, супружеский брак, долг, глупость, честность, понимание, пышность, красота, изящество, сексуальность, закон, и д.р. Большинство из этих понятий очень много значат в нашей жизни и гораздо больше, чем материальные понятия. Надо заметить, что фактически весь PR гуляет вокруг этих понятий. Очень редко PR строится на материальных понятиях, без каких либо признаков виртуальности».

Сами по себе эти понятия – это слова, которыми пользуются люди, в большинстве своем не понимающие их смысла и точного определения. Буддист бы сказал, что все эти понятия пустотны, но думаю, авторы теории не знакомы с буддизмом и дошли до всего своим умом ). Более того, эти понятия не обладают объективной эмоциональной наполненностью – они нейтральны. Однако, в сознании большинства людей понятия как бы «окрашиваются» (термин Вуймы) тем или иным эмоциональным наполнением. Например, для большинства людей категория «семья» позитивна, а «война» – негативна. Юмор ситуации в том, что иногда слово можно заменить синонимом, который означает то же, но наполнение иное. Сравните, например, эмоциональную реакцию на слова «общество» и «социум» или «кризис» и «поворотный пункт». Восприятие материальных предметов также во многом зависит от наложенных на них виртуальных категорий. Например, цена вещи зависит от того модная она или нет, в «тренде» – или нет.

Управление людьми возможно благодаря «перекрашиванию» используемых ими понятий. «Для пиарщика не должно существовать положительных и отрицательных людей, но должны существовать люди, окрашенные кем-то в определенные цвета и возможности эти цвета изменить». Перекраска возможна путем их метафорического вовлечения в иные дискурсы с другой эмоциональной наполненностью. Например, «освободительная война» звучит уже позитивнее…. Существуют и другие способы перекрашивания, которые можно узнать в книгах по данному вопросу.

Разумеется, до тех пор пока человек верит в то, что существует положительная или отрицательная окраска хоть каких-либо понятий (т.е. двойственен в терминологии йоги), он управляем в рамках данной технологии. Нетрудно заметить, что приведенная модель как нельзя лучше иллюстрирует концепцию рага — клеши. Я уточнил понимание рага-клеши потому, что упомянутые выше ошибочные переводы и интерпретации раги, как просто «эмоции» или «страсти» породили распространённую в попсовом восприятии йоги идею относительно того, что йога связана с борьбой со своими эмоциями или подавлением их. Разумеется такая точка зрения абсурдна – эмоции являются неотъемлемым с физиологической точки зрения элементом психической жизни индивида. Их устранение невозможно, а сама такая попытка вредна. Не менее абсурдны размышления о том, что правильным для практики йоги является избавление от желаний. Более того, сама идея о том, что человеку может быть дано от природы что-то от чего надо избавляться или не принимать (тело, эмоции, желанания, переживания) является проявлением клеши двеша.

Обсудим теперь категорию «двеша».На первый взгляд данная категория подобна предыдущей, поскольку связана с привязанностью к некоторому (неприятному) классу эмоций. Однако в таком случае автор Йога сутры не стал бы вводить новое понятие, поэтому, вероятно, есть некоторые не очевидные оттенки данного слова. Уловить эти оттенки можно, если углубиться во фразу «привязанность к неприятному». Вспомним похожее высказывание Ключевского: «враги влюбленные друг в друга». Историк заметил точно.Отторжение какого-либо аспекта Мира привязывает к нему не хуже влюбленности. В этом смысле двешу можно рассматривать как зацикленность вследствие неприятия, отторжения какого-либо аспекта Мира. Не будучи языковедом не могу утверждать точно, но интуитивно кажется что слова двеша и двайта сходны по корню. Но в любом случае, они близки по природе переживания. Двайта – двойственное восприятие Мира, предполагает непринятие ощущения единства Мира, понимания того факта, что абсолютно все, что происходит в нем – едино, закономерно, необходимо и т.д.

Некоторые аспекты демонизируются, что и составляет суть двеши.Ксенофобия, расизм, религиозная нетерпимость, неприятие тех или иных социальных классов, отторжение власти и иерархии, неуважение к противоположному полу – все это проявления двеши, неприятие своих желаний – двеша. По сути двеша является корнем не-Любви к Жизни.

С прикладной точки зрения неприятие человеком, не-любовь к какому-то аспекту Мира делает для человека этот аспект с одной стороны недоступным, а с другой – притягательным. Так, человек не любящий власть, никогда не станет у власти, презирающий деньги – не станет богат, не любящий людей – не станет любим ими. Отторгая некоторый аспект человек лишает себя развития в этом аспекте. Но душа все равно стремится к развитию во всей полноте Мира. Поэтому такое отторжение все равно раз за разом возвращает человека к тому, что он не принимает, связывая его эмоционально с не принятым. Ничто так не выдает скрытую зацикленность на сексе – как морализаторство и аскетизм, желание денег – как показное к ним равнодушие, желание власти – как ее критика, а «скрытые гомосексуальные наклонности – как гомофобия». С кармической точки зрения, неприятие какой-либо поведенческой формы у другого человека (критика) приведет к формированию зеркальной кармы – вы будете вынуждены обстоятельствами вести себя так же, как этот человек до тех пор, пока не поймете: «и так бывает» и не простите этого человека.

Частным случаем описываемого является ситуация, когда человек глубоко уверен – «в жизни должно быть так, а не иначе!», «со мной такого не будет». Гармония Мира требует того, чтобы вы увидели – бывает и иначе. Например, женщина всю молодость считавшая, что будет верной своему мужу и никогда не изменит – искренне и самозабвенно влюбляется в другого человека, человек презиравший армию – идет в критической ситуации служить, а дочь поборника «чистоты крови» выходит замуж за человека иной расы.

Осознаю, что рассматриваемые мной концепции сильно отличаются от «невротической йоги» людей, которые используют йогу как убежище от активной социальной жизни. И вообще Жизни. Бегство в аскетику, морализаторство, политические и религиозные системы, национальные и прочие идеи рождает огромные культурные пласты, в том числе в «йоге», созданные для того, чтобы укрыться от богатства Мира и своих желаний и продолжать страдать. С другой стороны, этих пластов много и достаточно присмотреться к своим оппонентам, чтобы увидеть, что мир не так уж плох ). «Каждая вещь содержит в себе освобождение от самой себя».

В завершении статьи приведу один впечатливший меня пример по поводу преодоления раги и двеши. В одной Вьетнамской деревушке раз в год проходит необычный праздник. Туда приезжают ветераны Вьетнамской войны с обоих сторон – вьетнамцы и американцы, сражавшиеся друг против друга в этой местности. Они пьют вместе рисовую водку, вспоминают былые сражения. Когда моя ученица спросила как у них это получается, ведь они были врагами, пожилые люди сказали – это не мы воевали, это воевали наши правительства, а мы как люди оказались в одинаково неприятных условиях – в одних и тех же джунглях, в битве с людьми, против которых, в общем-то, ничего не имели. Мы прошли через похожие переживания и сейчас мы ближе друг к другу чем кто-бы то ни было. Нам хорошо за одним столом.

Эти люди сумели преодолеть навязанное им отторжение друг друга и увидеть в человеке человека, а не социальную роль. Их война действительно закончилась. И пусть эта глубоко духовная и анахатная история поможет вам закончить свои войны.

Андрей Сафронов,президент Украинской Федерации Йоги

Источник : www.yogasutra-comment.blogspot.com

Facebook

Twitter

Google+

E-mail

kaya-yoga.com

Рага и двеша. Вопрос об эмоциях в Йоге. — Энергия жизни

На основании прямого перевода текста Патанджали мы определили рагу и двешу как «держательство за…» (привязанность) к приятному и неприятному соответственно. Прежде всего отметим, что такое понимание этих терминов достаточно сильно отличается от понимания, рождаемого привычными переводами.

Так, в известных русских переводах Йога сутры рага переводится как «пристрастие, привязанность, желание, страсть». Однако, кроме очевидного несоответствия таких переводов тексту Йога сутры, они противоречат оригинальным смыслам самих слов. Действительно, вспомним, что рага переводится с санскрита как «окрас» или «настроение». В музыкальном творчестве классической Индии существует специальный жанр рага, который представляет собой фоновую музыку, настраивающую слушателя на определенное эмоциональное состояние. В этом смысле слова типа «привязанность» или «страсть» никак не соответствуют такому подходу.

Если уж использовать современные термины, то наиболее близким является категория «установка» в духе Узнадзе, как первичный эмоциональный «окрас», через призму которого человек воспринимает ситуацию. При этом сами эмоции не обязательно обязаны быть «приятными». Человеку приятен сам факт наличия такой установки. Вспомним, с каким удовольствием некоторые люди жалуются на свою жизнь или ругают кого-либо.Приводя пример из другой Школы современной психологии – трансактного анализа, психологический выигрыш может оказаться совсем не выигрышем с объективной точки зрения. Например, если человек в очередной раз доказал себе, что он неудачник, то для него это психологический выигрыш, хотя реально он что-то потерял.

Таким образом, клеша рага  – это комфортный для человека эмоциональный окрас ситуаций, который не позволяет взглянуть на ситуацию с иной, более глобальной точки зрения.

Очевидно, что развитие человека возможно только при преодолении такого рода установок, а точнее – при способности к разотождествлению с ними. Возможность осуществить изменения в любом из аспектов жизни строится на принятии факта о том, что кроме твоего отношения к проблеме существует еще масса иных, возможно, более конструктивных.Способность к такому разотождествлению – метанойе, нарабатывается посредством ироничного отношения к себе и своим текущим  эмоциям (юмор – могучий инструмент разотождествления, недаром классик сказал, что смеясь человечество расстается со своим прошлым), а также через практику постоянного выслушивания иной точки зрения, во всех масштабах: начиная с личностного аспекта и  заканчивая знакомством с иными культурами и принципиально иной системой ценностей и эмоциональных реакций[1]. Помогает также знакомство и с историческим аспектом любой проблемы. Концепция культурного релятивизма – лучший друг йога, пытающегося расширить кокон своего привычного Я. Напротив, наличие эмоционально значимых установок и убеждений, которые хочется по-отстаивать «с пеной у рта» говорит о том, что человек поглощен клешей «рага».

Чтобы пояснить категорию рага на современных (все же, я «современный» мистик) примерах, обратимся к сфере, на первый взгляд далекой от йоги, а именно – технологиям PR и управления массовым сознанием. Одна из удачных (судя по востребованности автора) моделей  PR изложена А. Вуймой в его книге «Черный пиар» и называется «теорией виртуальных понятий». Согласно данной теории, все понятия, которые нельзя «положить в шкаф» являются виртуальными, т.е. такими которые существуют только в нашем мозгу. «Любовь, ненависть, симпатия, антипатия, добро, зло, престиж, ценность, свобода, демократия, жадность, договоренность, успех, счастье, собственность, власть, государственные границы, признание, мода и др. – это виртуальные понятия». «Собственность, власть, любовь, добро, зло, ценность денег, справедливость, демократия, разумность, равенство людей, свобода, переживания, государство, чувства, супружеский брак, долг, глупость, честность, понимание, пышность, красота, изящество, сексуальность, закон, и д.р. Большинство из этих понятий очень много значат в нашей жизни и гораздо больше, чем материальные понятия. Надо заметить, что фактически весь PR гуляет вокруг этих понятий. Очень редко PR строится на материальных понятиях, без каких либо признаков виртуальности».

Сами по себе эти понятия – это слова, которыми пользуются люди, в большинстве своем не понимающие их смысла и точного определения. Буддист бы сказал, что все эти понятия пустотны, но думаю, авторы теории не знакомы с буддизмом и дошли до всего своим умом). Более того, эти понятия не обладают объективной эмоциональной наполненностью – они нейтральны. Однако, в сознании большинства людей понятия как бы «окрашиваются» (термин Вуймы) тем или иным эмоциональным наполнением. Например, для большинства людей категория «семья» позитивна, а «война» – негативна. Юмор ситуации в том, что иногда слово можно заменить синонимом, который означает то же, но наполнение иное. Сравните, например, эмоциональную реакцию на слова «общество» и «социум» или «кризис» и «поворотный пункт». Восприятие материальных предметов также во многом зависит от наложенных на них виртуальных  категорий. Например, цена вещи зависит от того модная она или нет, в «тренде»  – или нет.

Управление людьми возможно  благодаря «перекрашиванию» используемых ими понятий. «Для пиарщика не должно существовать положительных и отрицательных людей, но должны существовать люди, окрашенные кем-то в определенные цвета и возможности эти цвета изменить». Перекраска возможна путем их метафорического вовлечения в иные дискурсы с другой эмоциональной наполненностью. Например, «освободительная война» звучит уже позитивнее…. Существуют и другие способы перекрашивания, которые можно узнать в книгах по данному вопросу.

Разумеется, до тех пор пока человек верит в то, что существует положительная или отрицательная окраска хоть каких-либо понятий  (т.е. двойственен в терминологии йоги), он управляем в рамках данной технологии.

Нетрудно заметить, что приведенная модель как нельзя лучше иллюстрирует концепцию рага-клеши.

Я уточнил понимание рага-клеши потому, что упомянутые выше ошибочные переводы и интерпретации раги, как просто «эмоции» или «страсти» породили распространённую в попсовом восприятии йоги идею относительно того, что йога связана с борьбой со своими эмоциями или подавлением их. Разумеется такая точка зрения абсурдна – эмоции являются неотъемлемым с физиологической точки зрения элементом психической жизни  индивида.  Их устранение невозможно, а сама такая попытка вредна. Не менее абсурдны размышления о том, что правильным для практики йоги является избавление от желаний. Более того,сама идея о том, что человеку может быть дано от природы что-то от чего надо избавляться или не принимать (тело, эмоции, желанания, переживания) является проявлением клеши двеша. 

Обсудим теперь категорию «двеша».

На первый взгляд данная категория подобна предыдущей, поскольку связана с привязанностью к некоторому (неприятному) классу эмоций. Однако в таком случае автор Йога сутры не стал бы вводить новое понятие, поэтому, вероятно, есть некоторые не очевидные оттенки данного слова. Уловить эти оттенки можно, если углубиться во  фразу «привязанность к неприятному». Вспомним похожее высказывание Ключевского: «враги влюбленные друг в друга». Историк заметил точно.Отторжение какого-либо аспекта Мира привязывает к нему не хуже влюбленности. В этом смысле двешу можно рассматривать как зацикленность вследствие неприятия, отторжения какого-либо аспекта Мира. Не будучи языковедом не могу утверждать точно, но интуитивно кажется что слова двеша и двайта сходны по корню. Но в любом случае, они близки по природе переживания. Двайта – двойственное восприятие Мира, предполагает непринятие ощущения единства Мира, понимания того факта, что абсолютно все, что происходит в нем – едино, закономерно, необходимо и т.д.

Некоторые аспекты демонизируются, что и составляет суть двеши.

Ксенофобия, расизм, религиозная нетерпимость, неприятие тех или иных социальных классов, отторжение власти и иерархии, неуважение к противоположному полу – все это проявления двеши, неприятие своих желаний – двеша. По сути двеша является корнем не-Любви к Жизни.

С прикладной точки зрения неприятие человеком, не-любовь к какому-то аспекту Мира делает для человека этот аспект с одной стороны недоступным, а с другой – притягательным. Так, человек не любящий власть, никогда не станет у власти, презирающий деньги – не станет богат, не любящий людей – не станет любим ими.  Отторгая некоторый аспект человек лишает себя развития в этом аспекте. Но душа все равно стремится к развитию во всей полноте Мира. Поэтому такое отторжение все равно раз за разом возвращает человека к тому, что он не принимает, связывая его эмоционально с не принятым. Ничто так не выдает скрытую зацикленность на сексе – как морализаторство и аскетизм, желание денег – как показное к ним равнодушие, желание власти – как ее критика, а «скрытые гомосексуальные наклонности – как гомофобия». С кармической точки зрения, неприятие какой-либо  поведенческой формы у другого человека (критика) приведет к формированию зеркальной кармы – вы будете вынуждены обстоятельствами вести себя так же, как этот человек до тех пор, пока не поймете: «и так бывает» и не простите этого человека.

Частным случаем описываемого является ситуация, когда человек глубоко уверен – «в  жизни должно быть так, а не иначе!», «со мной такого не будет». Гармония Мира  требует того, чтобы вы увидели – бывает и иначе. Например, женщина всю молодость считавшая, что будет верной своему мужу и никогда не изменит – искренне и самозабвенно влюбляется в другого человека, человек презиравший армию – идет в критической ситуации служить, а дочь поборника «чистоты крови» выходит замуж за человека иной расы.

Осознаю, что рассматриваемые мной концепции сильно отличаются от «невротической йоги» людей, которые используют йогу как убежище от активной социальной жизни. И вообще Жизни. Бегство в аскетику, морализаторство, политические и религиозные системы, национальные и прочие идеи рождает огромные культурные пласты,  в том числе в «йоге», созданные для того, чтобы укрыться от богатства Мира и своих желаний и продолжать страдать. С другой стороны, этих пластов много и достаточно присмотреться к своим оппонентам, чтобы увидеть, что мир не так уж плох ). «Каждая вещь содержит в себе освобождение от самой себя».

В завершении  статьи приведу один впечатливший меня пример по поводу преодоления раги и двеши. В одной Вьетнамской деревушке раз в год проходит необычный праздник. Туда приезжают ветераны Вьетнамской войны с обоих сторон – вьетнамцы и американцы, сражавшиеся друг против друга в этой местности.  Они пьют вместе рисовую водку, вспоминают былые сражения. Когда моя ученица спросила как у них это получается,ведь они были врагами, пожилые люди сказали – это не мы воевали, это воевали наши правительства, а мы как люди оказались в одинаково неприятных условиях – в одних и тех же  джунглях, в битве с людьми, против которых, в общем-то, ничего не имели.  Мы прошли через похожие переживания и сейчас мы ближе друг к другу чем кто-бы то ни было. Нам хорошо за одним столом.

Эти люди сумели преодолеть навязанное им отторжение друг друга и увидеть в человеке человека, а не социальную роль. Их война действительно закончилась. И пусть эта глубоко духовная и анахатная история поможет вам закончить свои войны.

Источник: http://www.yoga-sutra.org/2013/01/blog-post_19.html

elife.kz


Смотрите также